Дмитрий Дмитриевич Яблоков - выдающийся врач-гуманист, академик АМН СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР, Заслуженный деятель науки РСФСР.
В 1916 году после окончания Уфимской духовной семинарии (по другим сведениям — гимназии) поступил на медицинское отделение физико-математического факультета Пермского филиала Петроградского университета. В 1918 г. (с 3-го курса) был мобилизован фельдшером (лекпомом) в Белую армию, но вскоре добровольно перешел в Красную Армию. В 1920 г. был направлен для продолжения учебы на медицинский факультет Томского университета, который он окончил в 1923 г. со званием «врач».
Яблоков был учеником, достойным преемником и продолжателем дела основателя сибирской школы терапевтов профессора М.Г. Курлова.
В 1936 г. по совокупности работприсуждена ученая степень кандидата медицинских наук. В 1937 г. он защитил докторскую диссертацию по теме: «О лечении солями золота туберкулеза легких и серозных оболочек».

С 1936 г. Яблоков – заведующий кафедрой госпитальной терапевтической клиники, с 1941-1979 г. – заведующий кафедрой факультетской терапии ТМИ. С 1979 г. до последних дней жизни – профессор по кафедре факультетской терапии.

В годы Великой Отечественной войны, профессор Яблоков был главным терапевтом эвакогоспиталей г. Томска и входил в медико-биологическое бюро Томского комитета ученых. Совместно с фармакологом профессором Н.В. Вершининым и ботаником профессором В.В. Ревердатто занимался научно-исследовательской работой по изучению и внедрению в клиническую практику целого ряда лечебных средств из лекарственных растений Сибири. В 1947 г. за проделанную работу им было присвоено звание лауреатов Сталинской премии II степени.
С 1945 г. Яблоков – главный терапевт Томской области, член ученого совета Сибирского военного округа.

В 1948 г. ему присвоено звание заслуженного деятеля науки РСФСР, через 2 года был избран членом-корреспондентом AMН СССР, с 1965 г. действительный член АМН СССР.
В течение многих лет Яблоков был председателем Томского отделения Всесоюзного общества терапевтов и фтизиатров, членом Международной ассоциации терапевтов, почетным членом правления Всесоюзного общества фтизиатров, действительным членом Международного противотуберкулезного союза, председателем Томского филиала консультационного бюро АМН СССР, членом Ученого медицинского совета МЗ РСФСР и СССР, рецензентом ВАК, депутатом Верховного Совета РСФСР 2-х созывов.
Круг научных интересов Яблокова был чрезвычайно широк. Он занимался исследованиями проблем терапии, фтизиатрии, пульмонологии, профессиональных заболеваний, краевой патологии, гематологии, клинической фармакологии, курортологии. Он теоретически обосновал и внедрил в практику здравоохранения полипозиционную аускультацию легких для раннего выявления хрипов и шума трения плевры. Им впервые в Сибири (1925 г.) был применен лечебный пневмоторакс.
С первых шагов своей научно-практической деятельности Яблоков зарекомендовал себя серьезным исследователем курортов. С 1924 г. в течение 40 лет ежегодно в период летнего отпуска работал на различных курортах Сибири (Карачи, Шира, Боровое, Лебяжье и др.).

Большое внимание уделялось Яблоковым профпатологии. В 1950-х гг. одним из первых совместно с коллективом врачей Кузбасса он начал изучать клинику силикоза среди рабочих.

Дмитрий Дмитриевич был блестящим лектором. Его лекции нередко заканчивались аплодисментами, говорили, что профессор Яблоков преподает не только медицину, но и саму любовь к ней. В 60-е гг. он был признан лучшим на конкурсе лекторов среди профессоров всех вузов Томска.
С 1941-1977 г. Яблоков был руководителем научного студенческого кружка и сам проводил все занятия. Многие из его бывших кружковцев стали профессорами: Р.С. Карпов, Я.С. Васильцев, Б.И. Воробьев, И.В. Нефедьева-Ландышева.
Яблоков создал свою широко известную в стране школу терапевтов, девизом которой можно считать часто повторяемые им слова: «Интересы больного прежде всего».

Под его руководством подготовлено 6 докторов и 39 кандидатов медицинских наук.
Академиком Яблоковым опубликовано свыше 250 научных работ, в том числе 17 монографий. За монографию «Бронхолегочные кровотечения и кровохарканья в клинике туберкулеза и внутренних болезней» в 1971 г. он был удостоен Премии им. С.П. Боткина.
Дмитрий Дмитриевич был энциклопедически образован, знал 5 иностранных языков, у него была репутация честнейшего и совершенно бескорыстного человека, врача, отдающего все силы и знания на благо людей. Всю свою жизнь он следовал заповедям христианской морали и никогда не поступался своими нравственными принципами. Он очень дорожил званием врача, так и подписывался — «врач Яблоков». И никому никогда не отказывал в помощи — ни пациентам, ни студентам, ни коллегам.
За выдающиеся заслуги Яблоков награжден орденами и медалями. В 1968 г. удостоен звания почетного гражданина г. Томска, а в 1986 – звания Героя Социалистического труда.

Будучи человеком высочайшей общей культуры и нравственности, настоящим интеллигентом и патриотом, Дмитрий Дмитриевич отличался необыкновенно яркими и образными высказываниями, навсегда вошедшими в анналы истории Сибирского государственного медицинского университета.
- Из всех званий больше всего дорожу званием врача;
- Быть плохим артистом стыдно, плохим инженером – расточительно, плохим врачом – преступно;
- Началом лечения больного является задушевная беседа с ним;
- Относиться к больному нужно так, будто на его месте самый близкий человек;
- Врач – это, прежде всего, ответственность;
- Главным судьей во всех конфликтах и сложных ситуациях должна быть собственная совесть;
- Для врача главное – работа повседневная, трудная, а слава для врача — в здоровой улыбке пациента;
- Врач должен обладать несметным терпением и чувством такта. Он должен помнить, что слово не только лечит, но и ранит. Потому врач должен быть всегда приветлив, спокоен и выдержан;
- Недопустима пессимистическая информация о диагнозе, лечении и прогнозе заболевания, но также вредна и слишком оптимистическая картина, когда болезнь характеризуете как пустяк, мелочь;
- Врач должен бороться за жизнь больного даже в тех случаях, когда холодный рассудок ставит безнадежный прогноз;
- Нельзя рассматривать больного сквозь узкое окно своей специальности. Необходимо всегда помнить, что организм – единое целое и не терять самого главного – личности больного с его сложным миром переживаний и эмоций;
- Врач должен постоянно учиться, учиться и учиться. Внимательно следить за новыми методами диагностики, терапии и профилактики, тесно связывать терапию с практикой.
